Конструкция привода является абсолютно типичной для современных SUV. Спереди расположен двигатель (поперечно), а к коробке переключения передач крепится узел с раздаткой на кардан. Последний, соответственно, задействует фрикционную муфту Халдекс 5, размещенную возле картера заднего моста.
Многодисковая муфта, в свою очередь, функционирует самым стандартным образом: при спокойной езде в хорошую погоду по гладкой дороге задействованы только колеса передней оси (муфта разомкнута), а в случае пробуксовки мощность подается и на задние колеса. Для этого насос подает жидкость на поршень, и он сжимает фрикцион.
Согласно официальной информации, фрикционная муфта способна распределять до 1200 Н·м крутящего момента. Заметим, что это довольно невысокий показатель, если принять во внимание внешнюю скоростную характеристику силового агрегата. Также обратим внимание, что муфта только отбирает нужную мощность, а не распределяет ее. Распределение же мощности под силу только узлу, имеющему две или более степеней свободы, например, такому как дифференциал.
Как это работает на практике? Допустим, водитель отвлекся и съехал с асфальта на обочину с большим количеством грязи/льда/снега. Чтобы удержать управление, он сильнее жмет на педаль акселератора, в результате чего обороты двигателя повышаются до ~3000 в минуту и мотор выдает свои предельные 320 Н·м крутящего момента.
Чтобы узнать, какая нагрузка может быть возложена на муфту, достаточно умножить эти 320 Н·м на передаточное число первой передачи в КПП и на число главной пары. Полученное значение следует разделить на два, принимая за факт, что грязь под колесами однородна. Результатом является максимальная нагрузка в 2792 Н·м, что примерно в 2,3 раза больше тех 1200 Н·м, которые способна отобрать муфта фактически.
Производитель отчасти предусмотрел эту ситуацию на программном уровне — циркуляция мощности, скорее всего, не вызовет поломку, поскольку ни один фрикцион не замыкается жестко. Однако разница в 2,3 раза все же велика. Не перегреются ли диски и не выйдет ли из строя Халдекс в сложной ситуации на настоящем бездорожье?
Вне всяких сомнений, механизм работы муфты учитывает подобные ситуации, и водитель сразу получит сигнал о перегреве (излишнем трении фрикционных дисков). Это явление возможно в случае, если скорость вращения колес передней и задней оси сильно отличается, усилие между дисками муфты избыточно либо имеют место оба фактора.
В том случае, если водитель проигнорирует предупреждения системы, муфта обязательно сломается. Помимо этого, может появиться необычный шум, свидетельствующий о предстоящем выходе из строя подшипников муфты. Возможны и другие проблемы, включая:
- КЗ в связке кабелей;
- утечку масла из насоса;
- износ насоса и/или поршня;
- нарушение контакта с «массой»;
- проблемы, связанные с передачей сигналов;
- разрыв цепи электрогидравлического насоса и т. д.