Как устроен HAVAL DARGO

Компактный кроссовер Dargo, относительно недавно представленный производителем, уже успел утратить статус горячей новинки. В 2023 году он является одним из самых дорогих автомобилей продуктовой линейки Haval, уступая только топовому, хоть и не самому свежему H9. По размерам же его ближайшими ровесниками числятся модели F7 и F7x.

Согласно официальному прайс-листу, в России Haval Dargo 2023 года предлагается по цене от 2 999 000 до 3 549 000 ₽. На выбор покупателей доступно четыре комплектации: Comfort (2 999 000 ₽), Elite (3 199 000 ₽), Premium (3 399 000 ₽) и Tech Plus (3 549 000 ₽). Вариантов оформления салона — три, цветовой окраски кузова — четыре.

Цель настоящей статьи — разобрать технические особенности относительно нового кроссовера Haval Dargo. Мы рассмотрим его двигатель, коробку переключения передач, трансмиссию, механизм принудительной блокировки дифференциала и другие ключевые узлы и агрегаты. Итак, поехали.

Вместо вступления

Самые важные для многих автолюбителей узлы Dargo — силовой агрегат и коробку переключения передач — мы обсудим позже. А начать хотелось бы с трансмиссии, у него полноприводная (как и положено далеко не самому бюджетному SUV). Кроме этого, автомобиль может похвастаться блокировкой заднего межколесного дифференциала.

Галочки ради Haval Dargo предлагается не только с полным, но и с передним приводом. Правда, кто станет покупать новый кроссовер в комплектации Comfort, зная, что все хвалебные отзывы принадлежат только полноприводной версии авто? Кстати, разница между самыми доступными передне- и полноприводными версиями SUV составляет 200 000 ₽.

Начиная с комплектации Elite, кроссовер снабжен подключаемым интеллектуальным полным приводом и аж восемью режимами движения: «Ухабы», «Спорт», «Эко», «Стандарт», «Грязь», «Снег», «Песок» и «Трава/гравий». Давайте взглянем, что собой представляет эта система.

Схема привода Dargo

Конструкция привода является абсолютно типичной для современных SUV. Спереди расположен двигатель (поперечно), а к коробке переключения передач крепится узел с раздаткой на кардан. Последний, соответственно, задействует фрикционную муфту Халдекс 5, размещенную возле картера заднего моста.

Многодисковая муфта, в свою очередь, функционирует самым стандартным образом: при спокойной езде в хорошую погоду по гладкой дороге задействованы только колеса передней оси (муфта разомкнута), а в случае пробуксовки мощность подается и на задние колеса. Для этого насос подает жидкость на поршень, и он сжимает фрикцион.

Согласно официальной информации, фрикционная муфта способна распределять до 1200 Н·м крутящего момента. Заметим, что это довольно невысокий показатель, если принять во внимание внешнюю скоростную характеристику силового агрегата. Также обратим внимание, что муфта только отбирает нужную мощность, а не распределяет ее. Распределение же мощности под силу только узлу, имеющему две или более степеней свободы, например, такому как дифференциал.

Как это работает на практике? Допустим, водитель отвлекся и съехал с асфальта на обочину с большим количеством грязи/льда/снега. Чтобы удержать управление, он сильнее жмет на педаль акселератора, в результате чего обороты двигателя повышаются до ~3000 в минуту и мотор выдает свои предельные 320 Н·м крутящего момента.

Чтобы узнать, какая нагрузка может быть возложена на муфту, достаточно умножить эти 320 Н·м на передаточное число первой передачи в КПП и на число главной пары. Полученное значение следует разделить на два, принимая за факт, что грязь под колесами однородна. Результатом является максимальная нагрузка в 2792 Н·м, что примерно в 2,3 раза больше тех 1200 Н·м, которые способна отобрать муфта фактически.

Производитель отчасти предусмотрел эту ситуацию на программном уровне — циркуляция мощности, скорее всего, не вызовет поломку, поскольку ни один фрикцион не замыкается жестко. Однако разница в 2,3 раза все же велика. Не перегреются ли диски и не выйдет ли из строя Халдекс в сложной ситуации на настоящем бездорожье?

Вне всяких сомнений, механизм работы муфты учитывает подобные ситуации, и водитель сразу получит сигнал о перегреве (излишнем трении фрикционных дисков). Это явление возможно в случае, если скорость вращения колес передней и задней оси сильно отличается, усилие между дисками муфты избыточно либо имеют место оба фактора.

В том случае, если водитель проигнорирует предупреждения системы, муфта обязательно сломается. Помимо этого, может появиться необычный шум, свидетельствующий о предстоящем выходе из строя подшипников муфты. Возможны и другие проблемы, включая:

  • КЗ в связке кабелей;
  • утечку масла из насоса;
  • износ насоса и/или поршня;
  • нарушение контакта с «массой»;
  • проблемы, связанные с передачей сигналов;
  • разрыв цепи электрогидравлического насоса и т. д.

Механизм принудительной блокировки дифференциала

Этот механизм выполнен предельно просто, что в случае с Haval Dargo является несомненным достоинством. Схема его работы выглядит так:

  1. На электромагнитную катушку подается электрический импульс.
  2. Нажимная пластина приводит в движение втулку-шестерню.
  3. Последняя, двигаясь по своей оси, соединяет полуосевую шестерню с дифференциалом.

Когда питание отключается, волновая пружина приводит втулку-шестерню в исходное положение. Дифференциал и механизм блокировки состоят из следующих элементов:

  • корпуса заднего дифференциала и соленоида его блокировки;
  • шестерен полуоси и втулки-шестерни;
  • волновой и нажимной пружин;
  • саттелита и шайбы.

Между прочим, механизм блокировки дифференциала обладает достаточным запасом мощности — он рассчитан на 2300 Н·м. Такое значение величины позволяет надеяться, что этот элемент вряд ли сломается при высокой нагрузке.

Применить блокировку можно исключительно в покое — если скорость движения автомобиля не более 4 км/ч, а режим работы трансмиссии — «Грязь» либо «Песок». Кроме этого, частота вращения задних колес не должна разниться более чем на 50 оборотов в минуту, а в поворотах не должна использоваться функция подруливания механизмами тормозной системы.

Когда автомобиль развивает скорость 28 км/ч, водитель получает предупреждающий сигнал, а когда она увеличивается еще на 10 км/ч, происходит автоматическая разблокировка дифференциала. Чтобы этого не произошло, необходимо заблаговременно переключить режим езды на «Снег», «Экономичный», «Стандартный» или «Спортивный».

Согласно инструкции по эксплуатации к Haval Dargo, блокировку недопустимо использовать при движении по асфальтированному покрытию, ее следует отключать, когда сложный участок оказывается позади. В том случае, если дифференциал разблокировать не удается, следует слегка покрутить рулем в обе стороны и еще раз повторить попытку.

HAVAL DARGO в наличии

Двигатель

Далее обсудим мотор, которым агрегатирован новый кроссовер, — GW4N20, а также коробку переключения передач GW7DCT2-A02. В Китае упомянутый двигатель уже опробован на третьем Haval H6. Это просто нормальный мотор с ожидаемыми для своего класса (и возраста) характеристиками и конструкцией. На российском рынке он использован впервые.

Что касается коробки переключения передач, то точно такая же присутствует в конструкции Haval F7 и F7x. Примечательно, что в составе Dargo у нее такие же передаточные числа. Скорее всего, в результате расчетов было выяснено, что необходимости в другой нет. На этом с КПП закончим и вернемся к силовому агрегату.

Выпускной коллектор встроен в головку блока, а привод газораспределительного механизма находится со стороны КПП. Это сделано с целью уменьшения изгибающих нагрузок на коленвал. В нижней части силового агрегата стоят балансирные валы, предельное давление впрыска равно 350 бар.

Заметим, что степень сжатия турбомотора достаточно велика. Геометрическое отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания равно 13,1, при этом впускные клапаны закрываются рано, что приводит к меньшему сжиманию рабочей смеси — в 12 раз. Это наглядный пример цикла Миллера, практикуемого разными изготовителями.

В двигателе GW4N20 каждому цилиндру соответствует одна форсунка, подающая топливо через шесть отверстий трижды за один цикл. Система охлаждения представлена низко- и высокотемпературными контурами, использующими единый расширительный бачок. Первый из них отвечает за масло в КПП и интеркулер, второй — за блок, турбину, головку и радиатор салонной печки.

Термостат и насос охлаждающей жидкости управляются электроникой. В первые минуты работы мотора насос отключен с целью его ускоренного прогрева. Когда автомобиль едет, и термостат, и насос функционируют в зависимости от нагрузки, подаваемой на агрегат. Блок цилиндров охлаждается по последовательной схеме, головка — и последовательно, и параллельно.

Заметим, что в конструкцию Haval Dargo была добавлена функция «подруливания торможением» (ESP), которая также использована в модели H9. Благодаря ей обеспечивается меньший радиус поворота и регулировка усилия на рулевом управлении, которое определяется скоростью езды. Для безопасности движения действие электроусилителя руля на высоких скоростях заметно ослаблено.

В этом материале мы коснулись всех ключевых нюансов самого необычного автомобиля Haval 2022 года. Однако важно учитывать, что все, что написано выше, — это теория. Реальные выводы касательно топливной экономичности, надежности муфты и сцепления роботизированной трансмиссии DCT, эффективности блокировки заднего дифференциала на бездорожье можно сделать только путем основательного тест-драйва.